Аналитические данные по реализованным позициям доступны в разделе "АНАЛИТИКА" - "Анализ ABC-XYZ".
Раздел состоит из трех вкладок:
• | "Отчет ABC"; |
• | "Отчет XYZ"; |
• | "Совмещение ABC-XYZ". |
На первой вкладке размещен ABC-анализ ассортимента по доле в выручке, позволяющий разбить ассортимент товаров и услуг на группы в зависимости от их вклада в объем продаж в денежном или натуральном выражении.
Группа A – товары и услуги, обеспечивающие 80% продаж.
Группа B – товары и услуги, обеспечивающие 15% продаж.
Группа C – товары и услуги, обеспечивающие 5% продаж.
Данные на вкладке разделены по доле реализованных позиций в выручке и в единицах с возможностью фильтрации по периоду и торговой точке.
Ссылка "Посмотреть подробный отчет" открывает весь список позиций с дополнительным фильтром по группам.
Результаты отчета используются для управления ассортиментом товаров и услуг.
По отношению к позициям, относящимся к группам A, B и С актуальны следующие рекомендации:
Группа A |
Группа B |
Группа C |
---|---|---|
Необходим более тщательный контроль уровня запасов. |
Обычный контроль уровня запасов. |
Простейший вид контроля. |
Наиболее частая инвентаризация. |
Обычный порядок проведения инвентаризации. |
Наиболее редкая инвентаризация. |
Наиболее точное определение размера заказа. |
Использование экономичного размера заказа. |
Хранение минимального объема товара для реализации под заказ. |
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
• | Если доля группы C (и/или B) превышает границы стандартной группировки ассортимента (стандартная группировка ассортимента: группа А - 80% выручки и 20% ассортимента, группа B – 15% выручки и 30% ассортимента, группа С – 5% выручки и 50% ассортимента), большой объем группы C (и/или B) может быть следствием наличия в ассортименте недорогих и редко востребованных позиций, а позиции данной категории могут быть новинками, спрос на которые еще не сформировался. |
Рекомендации:
1. | Проанализировать причины низкой доли данных ассортиментных позиций в выручке и продажах в единицах измерения данных позиций. |
2. | Провести ABC-анализ (шт.) ассортимента группы C (и/или B) для анализа продаж в натуральных единицах измерения и определения уровня спроса на позиции данной группы (данных групп). |
3. | Провести XYZ-анализ ассортимента группы C (и/или B) для анализа стабильности спроса на позиции данной группы. |
• | Если доля группы A меньше 20%, проанализируйте стабильность продаж ассортимента группы А. Это поможет выявить позиции, которые реализуются редко крупными партиями или часто, но небольшими партиями, что повлияет на точность прогнозирования будущих продаж. |
На второй вкладке размещен XYZ-анализ ассортимента, позволяющий разбить ассортимент в зависимости от стабильности спроса на ту или иную позицию.
Группа X – ярко выраженный и стабильный спрос.
Группа Y – относительно стабильный спрос.
Группа Z – хаотичный спрос.
Данные на вкладке можно отфильтровать по периоду и торговой точке.
Ссылка "Посмотреть подробный отчет" открывает весь список позиций с дополнительным фильтром по группам.
Результаты отчета используются для улучшения контроля над наличием товаров и доступностью услуг.
По отношению к позициям, относящимся к группам X, Y и Z актуальны следующие рекомендации:
Группа X |
Группа Y |
Группа Z |
---|---|---|
Минимизация уровня запаса или его отсутствие. |
Оптимизация уровня запаса, экстраполяционные методы прогнозирования, разработка алгоритма управления запасами. |
Постоянное поддержание на складе или индивидуальные заказы на закупку. |
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
• | Если доля группы Z (и/или Y) превышает границы стандартной группировки ассортимента, большой объем группы Z (и/или Y) может быть следствием наличия ассортиментных позиций с низкой стабильностью спроса. |
Проанализируйте стабильность доступности данных позиций для конечных потребителей, чтобы определить причину хаотичности спроса: может оказаться, что такое поведение спроса связано с отсутствием товаров на полках или невозможностью предоставить данный вид услуги в момент предъявления спроса.
Исходя из классификации позиций ассортимента на категории ABC и XYZ, на последней вкладке происходит совмещение полученных данных, и все позиции распределяются на 9 групп для управления: AX, BX, CX, AY, BY, CY, AZ, BZ и CZ.
Помимо того, что на них распространяются характеристики каждой из классификаций, совмещение групп позволяет более полно взглянуть на ассортимент и скорректировать управление по каждой из групп.
Данные на вкладке разделены в зависимости от принципа совмещения:
• | ABC (руб.) – XYZ; |
• | ABC (ед.) – XYZ; |
• | ABC (руб.) – ABC (ед.); |
• | ABC (руб.) – ABC (ед.) – XYZ. |
Помимо этого доступна фильтрация по периоду и торговой точке, а также поиск по наименованию.
По отношению к представленным пересечениям групп актуальны следующие рекомендации:
Группы |
X |
Y |
Z |
---|---|---|---|
A |
Поскольку данные позиции обладают наибольшим экономическим эффектом для предприятия, следует обеспечить их постоянное наличие. Для этого не требуется создавать избыточный запас, поскольку спрос на эти позиции стабилен и хорошо прогнозируется. |
При значительном экономическом эффекте, эти позиции обладают недостаточной стабильностью спроса. Следует обеспечить наличие данных позиций, с этой целью их страховой запас увеличивается. |
Попытка обеспечить гарантированное наличие всех позиций данных категорий может привести к значительному повышению уровня запасов. |
B |
|||
C |
Позициями данной категории можно управлять с помощью модели с постоянной периодичностью заказа и снизить страховой запас. Данная позиция должна быть всегда в наличии, так как из-за нее повышаются продажи категорий AX и BX. |
Предпочтительная модель управления запасами – с фиксированным объемом заказа. Страховой запас для данной группы формируется исходя из финансовых возможностей предприятия. |
Данную группу следует тщательно контролировать, поскольку именно из этих товаров образуются неликвиды ввиду нестабильного потребления. Следует принять решение о необходимости данных запасов, возможен перевод потребления данных позиций «под заказ». |
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
• | Если доля группы AZ (и/или AY, и/или BZ) превышает границы стандартной группировки ассортимента, большая доля позиций в данных группах может быть следствием осуществления спроса на данные позиции крупными и нечастыми заказами (партиями). |
• | Если доля группы CY и/или СZ превышает границы стандартной группировки ассортимента, большая доля позиций в данных группах может быть следствием наличия в ассортименте неликвидных позиций, не пользующихся спросом. |
• | Если доля групп AX (и/или BX, и/или BY) не соответствует границам стандартной группировки ассортимента, низкая доля данной группы в ассортименте может быть следствием отсутствия позиций, на которые предъявляется стабильный и высокий спрос. |
• | Если доля группы CX не соответствует границам стандартной группировки ассортимента, данные позиции могут относиться к товарам первой необходимости, наличие которых в ассортименте влияет на продажи других категорий товаров. |