9.3. Анализ ABC-XYZ |
Аналитические данные по реализованным позициям доступны в разделе "АНАЛИТИКА" - "Анализ ABC-XYZ".
Раздел состоит из трех вкладок:
•
|
"Отчет ABC";
|
•
|
"Отчет XYZ";
|
Отчет ABC
На первой вкладке размещен ABC-анализ ассортимента по доле в выручке, позволяющий разбить ассортимент товаров и услуг на группы в зависимости от их вклада в объем продаж в денежном или натуральном выражении.
Группа A – товары и услуги, обеспечивающие 80% продаж.
Группа B – товары и услуги, обеспечивающие 15% продаж.
Группа C – товары и услуги, обеспечивающие 5% продаж.
Данные на вкладке разделены по доле реализованных позиций в выручке и в единицах с возможностью фильтрации по периоду и торговой точке.
Ссылка "Посмотреть подробный отчет" открывает весь список позиций с дополнительным фильтром по группам.
Результаты отчета используются для управления ассортиментом товаров и услуг.
По отношению к позициям, относящимся к группам A, B и С актуальны следующие рекомендации:
Группа A
|
Группа B
|
Группа C
|
Необходим более тщательный контроль уровня запасов.
|
Обычный контроль уровня запасов.
|
Простейший вид контроля.
|
Наиболее частая инвентаризация.
|
Обычный порядок проведения инвентаризации.
|
Наиболее редкая инвентаризация.
|
Наиболее точное определение размера заказа.
|
Использование экономичного размера заказа.
|
Хранение минимального объема товара для реализации под заказ.
|
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
•
|
Если доля группы C (и/или B) превышает границы стандартной группировки ассортимента (стандартная группировка ассортимента: группа А - 80% выручки и 20% ассортимента, группа B – 15% выручки и 30% ассортимента, группа С – 5% выручки и 50% ассортимента), большой объем группы C (и/или B) может быть следствием наличия в ассортименте недорогих и редко востребованных позиций, а позиции данной категории могут быть новинками, спрос на которые еще не сформировался.
|
Рекомендации:
1.
|
Проанализировать причины низкой доли данных ассортиментных позиций в выручке и продажах в единицах измерения данных позиций.
|
2.
|
Провести ABC-анализ (шт.) ассортимента группы C (и/или B) для анализа продаж в натуральных единицах измерения и определения уровня спроса на позиции данной группы (данных групп).
|
3.
|
Провести XYZ-анализ ассортимента группы C (и/или B) для анализа стабильности спроса на позиции данной группы.
|
•
|
Если доля группы A меньше 20%, проанализируйте стабильность продаж ассортимента группы А. Это поможет выявить позиции, которые реализуются редко крупными партиями или часто, но небольшими партиями, что повлияет на точность прогнозирования будущих продаж.
|
Отчет XYZ
На второй вкладке размещен XYZ-анализ ассортимента, позволяющий разбить ассортимент в зависимости от стабильности спроса на ту или иную позицию.
Группа X – ярко выраженный и стабильный спрос.
Группа Y – относительно стабильный спрос.
Группа Z – хаотичный спрос.
Данные на вкладке можно отфильтровать по периоду и торговой точке.
Ссылка "Посмотреть подробный отчет" открывает весь список позиций с дополнительным фильтром по группам.
Результаты отчета используются для улучшения контроля над наличием товаров и доступностью услуг.
По отношению к позициям, относящимся к группам X, Y и Z актуальны следующие рекомендации:
Группа X
|
Группа Y
|
Группа Z
|
Минимизация уровня запаса или его отсутствие.
|
Оптимизация уровня запаса, экстраполяционные методы прогнозирования, разработка алгоритма управления запасами.
|
Постоянное поддержание на складе или индивидуальные заказы на закупку.
|
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
•
|
Если доля группы Z (и/или Y) превышает границы стандартной группировки ассортимента, большой объем группы Z (и/или Y) может быть следствием наличия ассортиментных позиций с низкой стабильностью спроса.
|
Проанализируйте стабильность доступности данных позиций для конечных потребителей, чтобы определить причину хаотичности спроса: может оказаться, что такое поведение спроса связано с отсутствием товаров на полках или невозможностью предоставить данный вид услуги в момент предъявления спроса.
Совмещение ABC-XYZ
Исходя из классификации позиций ассортимента на категории ABC и XYZ, на последней вкладке происходит совмещение полученных данных, и все позиции распределяются на 9 групп для управления: AX, BX, CX, AY, BY, CY, AZ, BZ и CZ.
Помимо того, что на них распространяются характеристики каждой из классификаций, совмещение групп позволяет более полно взглянуть на ассортимент и скорректировать управление по каждой из групп.
Данные на вкладке разделены в зависимости от принципа совмещения:
•
|
ABC (руб.) – XYZ;
|
•
|
ABC (ед.) – XYZ;
|
•
|
ABC (руб.) – ABC (ед.);
|
•
|
ABC (руб.) – ABC (ед.) – XYZ.
|
Помимо этого доступна фильтрация по периоду и торговой точке, а также поиск по наименованию.
По отношению к представленным пересечениям групп актуальны следующие рекомендации:
Группы
|
X
|
Y
|
Z
|
A
|
Поскольку данные позиции обладают наибольшим экономическим эффектом для предприятия, следует обеспечить их постоянное наличие. Для этого не требуется создавать избыточный запас, поскольку спрос на эти позиции стабилен и хорошо прогнозируется.
|
При значительном экономическом эффекте, эти позиции обладают недостаточной стабильностью спроса. Следует обеспечить наличие данных позиций, с этой целью их страховой запас увеличивается.
|
Попытка обеспечить гарантированное наличие всех позиций данных категорий может привести к значительному повышению уровня запасов.
|
B
| |||
C
|
Позициями данной категории можно управлять с помощью модели с постоянной периодичностью заказа и снизить страховой запас. Данная позиция должна быть всегда в наличии, так как из-за нее повышаются продажи категорий AX и BX.
|
Предпочтительная модель управления запасами – с фиксированным объемом заказа. Страховой запас для данной группы формируется исходя из финансовых возможностей предприятия.
|
Данную группу следует тщательно контролировать, поскольку именно из этих товаров образуются неликвиды ввиду нестабильного потребления. Следует принять решение о необходимости данных запасов, возможен перевод потребления данных позиций «под заказ».
|
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
•
|
Если доля группы AZ (и/или AY, и/или BZ) превышает границы стандартной группировки ассортимента, большая доля позиций в данных группах может быть следствием осуществления спроса на данные позиции крупными и нечастыми заказами (партиями).
|
•
|
Если доля группы CY и/или СZ превышает границы стандартной группировки ассортимента, большая доля позиций в данных группах может быть следствием наличия в ассортименте неликвидных позиций, не пользующихся спросом.
|
•
|
Если доля групп AX (и/или BX, и/или BY) не соответствует границам стандартной группировки ассортимента, низкая доля данной группы в ассортименте может быть следствием отсутствия позиций, на которые предъявляется стабильный и высокий спрос.
|
•
|
Если доля группы CX не соответствует границам стандартной группировки ассортимента, данные позиции могут относиться к товарам первой необходимости, наличие которых в ассортименте влияет на продажи других категорий товаров.
|